Меню

Мне снился сон пленительный и сладкий

Анализ стихотворения снова сон пленительный и сладкий сон

Стихотворение “Сон” является одним из тех пророческих произведений, которые приходят ко многим поэтам и связаны с их гибелью. Краткий анализ “Сон” по плану раскрывает перед читателями мир поэтических предвидений и показывает, каким образом этот особый поэтический жанр нашел место в творческом наследии Лермонтова. На уроке литературы в 7 классе его можно использовать для объяснения материала.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сон.

История создания – это стихотворение написано незадолго до гибели Лермонтова, в 1841 году.

Тема стихотворения – смерть как завершение жизни, мистическое и фатальное.

Композиция – произведение состоит из двух частей. В первой лирический герой видит свою смерть, во второй прекрасная девушка наблюдает ту же картину в своем видении.

Жанр – мистическая лирика.

Стихотворный размер – пятистопный ямб.

Эпитеты – “полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп”.

Метафоры“дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана”.

История создания

Когда Лермонтов уезжал во вторую кавказскую ссылку, которая и стала для него роковой, его друг Владимир Одоевский вручил ему блокнот и попросил привезти его обратно, наполненным стихами. Михаил Юрьевич много писал, чтобы выполнить наказ друга, искренне желавшего подбодрить его. В результате в этом блокноте оказались практически все стихи, относящиеся к последнему периоду творчества поэта, в том числе и “Сон”, написанный в 1841 году.

Как и многих писателей, Лермонтова посещали мистические предчувствия касательно его жизни. Именно им и посвящено произведение. Напечатали его два года спустя после роковой для него дуэли – в 1843 году в журнале “Отечественные записки”.

Стихотворение посвящено теме смерти, причем автор практически точно описывает собственную гибель. Возможно, он искал ее – всем известно, что, будучи очень несчастным в кавказской ссылке и переживая по поводу перспективы оставить службу, Михаил Юрьевич искал ссоры со многими своими сослуживцами. Но, скорее всего, это стихотворение – проявление лермонтовского фатализма: поэт считал, что гибель его неизбежна и просто предсказал ее в деталях. Это и есть главная мысль “Сна”.

Композиция

Композиционно это пятистрофное произведение делится на две неравные части: в первой две строфы, во второй – три.

Первая часть рисует печальную картину смерти молодого человека, которого убили выстрелом в грудь. Очевидно, что это произошло недавно: вытекающая из раны кровь еще теплая, она не успела ни засохнуть, ни впитаться в землю. Очевидно, что ему и при жизни не нравилось находиться в дагестанских горах, он описывает их как жаркое и неприятное место, так что можно предположить, что оказался он там против своей воли. Также невозможно не отметить мотив одиночества: возле его тела нет даже убийцы. Юноша заснул вечным сном и видит прекрасную картину.

С этой картины и начинается вторая часть композиции. В родной стороне еще не знают о его смерти: там идет пир и юные девушки весело разговаривают о лирическом герое. И только одна не разделяет всеобщего игривого настроения. Она задумалась и как будто погрузилась в сон, но на деле это предчувствие – она видит картину того, что произошло на самом деле. Композиция своеобразно закольцовывается: перед молодой девушкой предстает тело юноши, то есть читатель как бы снова “видит” его, но уже другими глазами. Также такая композиция не позволяет читателю надеяться на то, что все завершится благополучно – автор показывает, что свершилось неизбежное.

Некоторые также называют композицию этого конкретного произведения зеркальной, ведь реальность героя и героини как будто отражают друг друга.

Это мистическое стихотворение, которое описывает несуществующую картину, но так, как будто все произошло на самом деле, как будто Лермонтов был свидетелем собственной смерти, которая случится совсем скоро.

При этом сон, о котором говорит поэт, также приобретает совершенно мистическое значение: в первой части это переход лирического героя в другую реальность, во второй – предчувствие, предвидение, то есть своего рода транс.

Михаил Юрьевич написал “Сон” пятистопным ямбом, использовав также перекрестную рифму.

Средства выразительности

Использованные Лермонтовым тропы необходимы для того, чтобы созданная им картина была яркой и выразительной. Это:

  • Эпитеты – “полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп”.
  • Метафоры – “дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана”.

С их помощью создается безрадостная картина гибели молодого человека вдали от родины.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 46.

– О, господи! – зашамкал обитатель бревенчатого домика, протягивая руки к восходящему солнцу. – Боже, боже! Все те же сны! Те же самые сны!

Произнеся эту жалобу, старик заплакал и, шаркая ногами, побежал по тропинке вокруг дома. Обыкновенный петух, собиравшийся в эту минуту пропеть в третий раз, вышедший для этой цели на середину двора и уже раскрывший рот, в испуге кинулся прочь; сгоряча он сделал несколько поспешных шагов и даже уронил перо, но вскоре опомнился, вылез на плетень и уже с этой безопасной позиции сообщил миру о наступлении утра. Однако в голосе его чувствовалось волнение, вызванное недостойным поведением хозяина домика.

– Снятся, проклятые! – донесся до Остапа голос старика.

Бендер удивленно разглядывал странного человека с бакенбардами, которые можно найти теперь разве только на министерском лице швейцара консерватории.

«Что это за рак-отшельник?» – подумал Остап.

Между тем необыкновенный господин завершил свой круг и снова появился у крыльца. Здесь он помедлил и со словами – «Пойду попробую еще раз» — скрылся за дверью.

– Люблю стариков, – прошептал Остап, – с ними никогда не соскучишься. Придется подождать результатов таинственной пробы.

Ждать Остапу пришлось недолго. Вскоре из домика послышался плачевный вой, и, пятясь задом, как Борис Годунов в последнем акте оперы Мусоргского, на крыльцо вывалился старик.

– Чур меня, чур! – воскликнул он с шаляпинскими интонациями в голосе. – Все тот же сон! А-а-а!

Он повернулся и, спотыкаясь о собственные ноги, пошел прямо на Остапа. Решив, что пришло время действовать, великий комбинатор выступил из-за дерева и подхватил бакенбардиста в свои могучие объятия.

– Что? Кто? Что такое? – закричал беспокойный старик. – Что?

Остап осторожно разжал объятия, схватил старика за руку и сердечно ее потряс.

– Я вам сочувствую! – воскликнул он.

– Правда? – спросил хозяин домика, приникая к плечу Бендера.

– Конечно, правда. – ответил Остап. – Мне самому часто снятся сны.

– А что вам снится?

– А какое все-таки? – настаивал старик.

– Ну, разное. Смесь. То, что в газете называют «Отовсюду обо всем» или «Мировой экран». Позавчера мне, например, снились похороны микадо, а вчера – юбилей Сущевской пожарной части.

– Боже! – произнес старик. – Боже! Какой вы счастливый человек! Какой счастливый! Скажите, а вам никогда не снился какой-нибудь генерал-губернатор или… даже министр?

Бендер не стал упрямиться.

– Снился, – весело сказал он. – Как же? Генерал-губернатор. В прошлую пятницу. Всю ночь снился. И, помнится, рядом с ним еще полицмейстер стоял, в узорных шальварах.

– Ах, как хорошо, – сказал старик. – А не снился ли вам приезд государя-императора в город Кострому?

– В Кострому? Было такое сновиденье. Позвольте, когда же это, ну да, 3 февраля сего года. Государь-император, а рядом с ним, помнится, еще граф Фредерикс стоял, такой, знаете, министр двора?

– Ах ты, господи! – заволновался старик. – Что ж это мы здесь стоим. Милости просим ко мне. Простите, вы не социалист? Не партиец?

– Ну, что вы! – добродушно сказал Остап. – Какой же я партиец? Я беспартийный монархист. Слуга царю, отец солдатам. В общем, взвейтесь, соколы, орлами, полно горе горевать.

Читайте также:  Если человеку снится что его закапывают

– Чайку, чайку не угодно ли? – бормотал старик, подталкивая Бендера к дверям.

Иван Бунин, новое:

Снова сон, пленительный и сладкий,
Снится мне и радостью пьянит, —
Милый взор зовёт меня украдкой,
Ласковой улыбкою манит.

Знаю я — опять меня…

Прошли дожди, апрель теплеет.
Всю ночь — туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далёких просеках в бору.

Голубое основанье,
Золотое остриё…
Вспоминаю зимний вечер,
Детство раннее моё.

Заслонив свечу рукою,
Снова вижу, как во мне
Жизнь рубиновою…

Густой зелёный ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шёл олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь…

Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, берёзки и ели…
Месяц меж тучек над полем сияет, —
Бледная тень набегает и тает…
Мнится…

Любите поэзию?

Интересные цитаты

…полёт воображения — полёт ангелов и молний.

Свои пожелания по работе сайта вы можете оставить в нашей гостевой книге.

Стихотворение входит в подборки:

Иван Бунин, самые читаемые стихотворения:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в…

Бледнеет ночь… Туманов пелена
В лощинах и лугах становится белее,
Звучнее лес, безжизненней луна
И серебро росы на стёклах холоднее.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

Настанет день — исчезну я,
А в этой комнате пустой
Всё то же будет: стол, скамья
Да образ, древний и простой.

И так же будет залетать
Цветная…

На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стёклах — небо ярко-синее
И застреха в снеговой пыли.

На позабытом тракте к Оренбургу,
В бесплодной и холмистой котловине
Большой, глухой дороги на восток,
Стоит в лугу холщовая кибитка
И бродит…

Шумели листья, облетая,
Лес заводил осенний вой…
Каких-то серых птичек стая
Кружилась по ветру с листвой.

А я был мал, — беспечной шуткой…

То разрастаясь, то слабея,
Гром за усадьбой грохотал,
Шумела тополей аллея,
На стёкла сумрак набегал.
Всё ниже тучи наплывали;
Всё ощутительней…

В дачном кресле, ночью, на балконе…
Океана колыбельный шум…
Будь доверчив, кроток и спокоен,
Отдохни от дум.

Ветер приходящий, уходящий,…

Густой зелёный ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шёл олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь…

Лучшая поэзия, читайте на сайте

Что стоит прочитать?

«На дне» написана через год после великолепных «Мещан». Здесь Горький идёт совершенно другим путём и приходит к совершенно другому результату. Да,…

Я к ней вошел в полночный час…

Я к ней вошел в полночный час.

Она спала, – луна сияла

В ее окно, – и одеяла

Светился спущенный атлас.

Она лежала на спине,

Нагие раздвоивши груди, —

И тихо, как вода в сосуде,

Стояла жизнь ее во сне.

Снова сон, пленительный и сладкий…

Снова сон, пленительный и сладкий,

Снится мне и радостью пьянит, —

Милый взор зовет меня украдкой,

Ласковой улыбкою манит.

Знаю я – опять меня обманет

Этот сон при первом блеске дня,

Но пока печальный день настанет,

Улыбнись мне – обмани меня!

Беру твою руку и долго смотрю на нее,

Ты в сладкой истоме глаза поднимаешь несмело:

Вот в этой руке – все твое бытие,

Я всю тебя чувствую – душу и тело.

Что надо еще? Возможно ль блаженнее быть?

Но ангел мятежный, весь буря и пламя,

Летящий над миром, чтоб смертною страстью губить,

Уж мчится над нами!

НА ДАЛЬНЕМ СЕВЕРЕ

Как небо скучно и уныло,

Так сумрачно вдали,

Как будто время здесь застыло,

Как будто край земли.

Как будто край земли.

Густое чахлое полесье

Стоит среди болот,

А там – угрюмо в поднебесье

Уходит сумрак вод.

Уж ночь настала, но свинцовый

Дневной не меркнет свет.

Немая тишь в глуши сосновой,

Ни звука в море нет.

И звезды тускло, недвижимо

Горят над головой,

Как будто их зажег незримо

Сам ангел гробовой.

И вот опять уж по зарям…

И вот опять уж по зарям

В выси, пустынной и привольной,

Станицы птиц летат к морям,

Чернея цепью треугольной.

Ясна заря, безмолвна степь,

Закат алеет, разгораясь…

И тихо в небе эта цепь

Плывет, размеренно качаясь.

Какая даль и вышина!

Глядишь – и бездной голубою

Небес осенних глубина

Как будто тает над тобою.

И обнимает эта даль,—

Душа отдаться ей готова,

И новых, светлых дум печаль

Освобождает от земного.

Звезды ночью весенней нежнее…

Звезды ночью весенней нежнее,

Соловьи осторожней поют…

Я люблю эти темные ночи,

Эти звезды, и клены, и пруд.

Ты, как звезды, чиста и прекрасна…

Радость жизни во всем я ловлю —

В звездном небе, в цветах, в ароматах…

Но тебя я нежнее люблю.

Лишь с тобою одною я счастлив,

И тебя не заменит никто:

Ты одна меня знаешь и любишь,

И одна понимаешь – за что!

Все лес и лес. А день темнеет…

Все лес и лес. А день темнеет;

Низы синеют, и трава

Седой росой в лугах белеет…

Проснулась серая сова.

На запад сосны вереницей

Идут, как рать сторожевых,

И солнце мутное Жар-Птицей

Горит в их дебрях вековых.

Нынче ночью кто-то долго пел…

Нынче ночью кто-то долго пел.

Далеко скитаясь в темном поле,

Голос грустной удалью звенел,

Пел о прошлом счастье и о воле.

Я открыл окно и сел на нем.

Ты спала… Я долго слушал жадно…

С поля пахло рожью и дождем,

Ночь была душиста и прохладна.

Что в душе тот голос пробудил,

Я не знаю… Но душа грустила,

И тебя так нежно я любил,

Как меня когда-то ты любила.

Как светла, как нарядна весна.

Как светла, как нарядна весна!

Погляди мне в глаза, как бывало,

И скажи: отчего ты грустна?

Отчего ты так ласкова стала?

Но молчишь ты, слаба, как цветок…

О молчи! Мне не надо признанья:

Я узнал эту ласку прощанья, —

Печаль ресниц, сияющих и черных

Печаль ресниц, сияющих и черных,

Алмазы слез, обильных, непокорных,

И вновь огонь небесных глаз,

Счастливых, радостных, смиренных, —

Все помню я… Но нет уж в мире нас,

Когда-то юных и блаженных!

Откуда же являешься ты мне?

Зачем же воскресаешь ты во сне,

Несрочной прелестью сияя,

И дивно повторяется восторг,

Та встреча, краткая, земная,

Что Бог нам дал и тотчас вновь расторг?

Еще утро не скоро, не скоро…

Еще утро не скоро, не скоро,

ночь из тихих лесов не ушла.

Под навесами сонного бора —

предрассветная теплая мгла.

Еще ранние птицы не пели,

чуть сереют вверху небеса,

влажно-зелены темные ели,

пахнет летнею хвоей роса.

И пускай не светает подольше.

Этот медленный путь по лесам,

эта ночь – не воротится больше,

но легко пред разлукою нам…

Колокольчик в молчании бора

то замрет, то опять запоет…

Тихо ночь по долинам идет…

Еще утро, не скоро, не скоро.

Стихотворение «Сон», написанное в 1841 году, относится к последнему периоду творчества поэта. Оно было создано во время его второй ссылки на Кавказ, когда автор уже предчувствовал свою гибель и старался в полной мере выполнить наказ друга Владимира Одоевского. Все дело в том, что накануне отъезда поэт подарил Лермонтову изящную записную книжку, попросив, чтобы он вернул ее после поездки, полностью исписанную стихами. Этот жест поддержки и участия был рассчитан на то, чтобы укрепить веру Михаила Лермонтова в свои силы, однако Одоевский даже не предполагал, что видит своего друга последний раз.

Читайте также:  К чему снится ноготь во рту

Само стихотворение «Сон» существенно выбивается из ряда произведений, которые были созданы поэтом в этот непростой для него период. Автор мысленно поставил крест на своей карьере, понимая, что после второй ссылки на Кавказ вынужден будет уйти в отставку. Вместе с тем, состоявшись как поэт, Михаил Лермонтов также осознавал, что при нынешнем царском режиме и обострении взаимоотношений с правительством его произведения вряд ли будут опубликованы. Поэтому стихи этого периода отличаются остротой и неприкрытым сарказмом, чего не скажешь о лирическом и преисполненном трагизма произведении «Сон». В нем автор отождествляет себя с главным героем, который в долине Дагестана «с свинцом в груди лежал недвижим». Жизнь вытекала из него по капле и, постепенно проваливаясь в небытие, герой увидел необычный сон. В нем он снова был дома, и прекрасные девы, собравшись на «вечерний пир», живо обсуждали его персону. Лишь одна из девиц, внезапно погрузившись в сон, увидела его, лежащим в солнечной долине Дагестана, осознав, что герое девичьих споров и грез убит.

Это стихотворение имеет весьма нестандартную и нетипичную форму для произведений Михаила Лермонтова, оно окутано неким мистицизмом и фатализмом. Фактически, поэт с точностью до мельчайших подробностей предсказал собственную смерть, хотя вторая часть произведения, где героиню стихотворения посещает странный сон-видение, является лирическим отступлением, желанием выдать вымысел за действительность. Увы, в «родной стороне» кроме престарелой бабушке, которая воспитала будущего поэта, и немногочисленных друзей, верящих в талант Лермонтова, его никто не ждал. Видимо, осознание этого заставило автора слегка приукрасить свое произведение, которое, тем не менее, по сей день вызывает споры среди литературоведов.

Многие исследователи творчества Михаила Лермонтова склонны считать, что поэт обладал не только литературным даром, но и умел видеть будущее. Ведь «Сон» — далеко не единственное произведение этого автора, в котором содержатся рифмованные предсказания. Близкие друзья Лермонтова утверждали, что он действительно мог заглянуть в потусторонний мир и иногда ронял в присутствии множества свидетелей странные фразы, которым впоследствии суждено было стать пророческими.

Поэтому никто не удивился, когда в записной книжке, подаренной поэту Одоевским, уже после гибели Лермонтова на дуэли было обнаружено стихотворение «Сон», предвосхитившее события, которым суждено было произойти всего через несколько месяцев после написания этого произведения.

Более того, очевидцы утверждают, что Михаил Лермонтов не только знал о своей гибели, но и не пожелал что-либо менять, считая, что такой поступок недостоин человека, чья участь предрешена. Поэтому во время дуэли, когда выяснилось, что право первого выстрела принадлежит поэту, он направил дуло пистолета в небо и, тем самым, показал, что готов смириться с собственной участью, которую весьма красочно и достоверно описал в стихотворении «Сон», не указав лишь имени человека, которому было предначертано свыше выполнить эту тяжелую и печальную миссию.

Источник



Снова сон пленительный и сладкий снится мне и радостью пьянит

Иван Бунин, новое:

Ночь печальна, как мечты мои.
Далеко в глухой степи широкой
Огонёк мерцает одинокий…
В сердце много грусти и любви.

Но кому и как расскажешь…

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На поля,…

Осенний день в лиловой крупной зыби
Блистал, как медь. Эол и Посейдон
Вели в снастях певучий долгий стон,
И наш корабль нырял подобно рыбе….

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

Веет утро прохладой степною…
Тишина, тишина на полях!
Заросла повиликой-травою
Полевая дорога в хлебах.

В мураве колеи утопают,
А…

Любите поэзию?

Интересные цитаты

Писатель всегда должен оставлять для себя хотя бы клочок свободного пространства, чтобы лучше видеть и осмысливать разные вещи. Чтобы атаковать ещё не познанное!

Свои пожелания по работе сайта вы можете оставить в нашей гостевой книге.

Стихотворение входит в подборки:

Иван Бунин, самые читаемые стихотворения:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в…

Бледнеет ночь… Туманов пелена
В лощинах и лугах становится белее,
Звучнее лес, безжизненней луна
И серебро росы на стёклах холоднее.

Густой зелёный ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шёл олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь…

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В дачном кресле, ночью, на балконе…
Океана колыбельный шум…
Будь доверчив, кроток и спокоен,
Отдохни от дум.

Ветер приходящий, уходящий,…

Настанет день — исчезну я,
А в этой комнате пустой
Всё то же будет: стол, скамья
Да образ, древний и простой.

И так же будет залетать
Цветная…

На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стёклах — небо ярко-синее
И застреха в снеговой пыли.

На позабытом тракте к Оренбургу,
В бесплодной и холмистой котловине
Большой, глухой дороги на восток,
Стоит в лугу холщовая кибитка
И бродит…

За днями серыми и тёмными ночами
Настала светлая прощальная пора.
Спокойно дремлет день над тихими полями,
И веют прелестью раздумья вечера….

Листья падают в саду…
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю где попало.
Листья кружатся, шуршат,
Ветер с шумом налетает -…

Лучшая поэзия, читайте на сайте

Что стоит прочитать?

Тест включает в себя двадцать вопросов, посвящённых русским поэтам XX века. Есть вопросы лёгкие, есть посложнее. Есть…

Èâàí Àëåêñååâè÷ Áóíèí

Íî÷ü äàâíî, à ÿ âñå åùå áðåäó ïî ãîðàì ê ïåðåâàëó, áðåäó ïîä âåòðîì, ñðåäè õîëîäíîãî òóìàíà, è áåçíàäåæíî, íî ïîêîðíî èäåò çà ìíîé â ïîâîäó ìîêðàÿ, óñòàëàÿ ëîøàäü, çâÿêàÿ ïóñòûìè ñòðåìåíàìè.
 ñóìåðêè, îòäûõàÿ ó ïîäíîæèÿ ñîñíîâûõ ëåñîâ, çà êîòîðûìè íà÷èíàåòñÿ ýòîò ãîëûé, ïóñòûííûé ïîäúåì, ÿ ñìîòðåë â íåîáúÿòíóþ ãëóáèíó ïîäî ìíîþ ñ òåì îñîáûì ÷óâñòâîì ãîðäîñòè è ñèëû, ñ êîòîðûì âñåãäà ñìîòðèøü ñ áîëüøîé âûñîòû. Åùå ìîæíî áûëî ðàçëè÷èòü îãîíüêè â òåìíåþùåé äîëèíå äàëåêî âíèçó, íà ïðèáðåæüå òåñíîãî çàëèâà, êîòîðûé, óõîäÿ ê âîñòîêó, âñå ðàñøèðÿëñÿ è, ïîäíèìàÿñü òóìàííî-ãîëóáîé ñòåíîé, îáíèìàë ïîëíåáà. Íî â ãîðàõ óæå íàñòóïàëà íî÷ü. Òåìíåëî áûñòðî, ÿ øåë, ïðèáëèæàëñÿ ê ëåñàì – è ãîðû âûðàñòàëè âñå ìðà÷íåé è âåëè÷àâåå, à â ïðîëåòû ìåæäó èõ îòðîãàìè ñ áóðíîé ñòðåìèòåëüíîñòüþ âàëèëñÿ êîñûìè, äëèííûìè îáëàêàìè ãóñòîé òóìàí, ãîíèìûé áóðåé ñâåðõó. Îí ñðûâàëñÿ ñ ïëîñêîãîðüÿ, êîòîðîå îêóòûâàë ãèãàíòñêîé ðûõëîé ãðÿäîé, è ñâîèì ïàäåíèåì êàê áû óâåëè÷èâàë õìóðóþ ãëóáèíó ïðîïàñòåé ìåæäó ãîðàìè. Îí óæå çàäûìèë ëåñ, íàäâèãàÿñü íà ìåíÿ âìåñòå ñ ãëóõèì, ãëóáîêèì è íåëþäèìûì ãóëîì ñîñåí. Ïîâåÿëî çèìíåé ñâåæåñòüþ, ïîíåñëî ñíåãîì è âåòðîì… Íàñòóïèëà íî÷ü, è ÿ äîëãî øåë ïîä òåìíûìè, ãóäÿùèìè â òóìàíå ñâîäàìè ãîðíîãî áîðà, ñêëîíèâ ãîëîâó îò âåòðà.
“Ñêîðî ïåðåâàë, – ãîâîðèë ÿ ñåáå. – Ñêîðî ÿ áóäó â çàòèøüå, çà ãîðàìè, â ñâåòëîì, ëþäíîì äîìå…”
Íî ïðîõîäèò ïîë÷àñà, ÷àñ… Êàæäóþ ìèíóòó ìíå êàæåòñÿ, ÷òî ïåðåâàë â äâóõ øàãàõ îò ìåíÿ, à ãîëûé è êàìåíèñòûé ïîäúåì íå êîí÷àåòñÿ. Óæå äàâíî îñòàëèñü âíèçó ñîñíîâûå ëåñà, äàâíî ïðîøëè íèçêîðîñëûå, èñêðèâëåííûå êóñòàðíèêè, è ÿ íà÷èíàþ óñòàâàòü è äðîãíóòü. Ìíå âñïîìèíàåòñÿ íåñêîëüêî ìîãèë ñðåäè ñîñåí íåäàëåêî îò ïåðåâàëà, ãäå ïîõîðîíåíû êàêèå-òî äðîâîñåêè, ñáðîøåííûå ñ ãîð çèìíåé áóðåé. ß ÷óâñòâóþ, íà êàêîé äèêîé è áåçëþäíîé âûñîòå ÿ íàõîæóñü, ÷óâñòâóþ, ÷òî âîêðóã ìåíÿ òîëüêî òóìàí, îáðûâû, è äóìàþ: êàê ïðîéäó ÿ ìèìî îäèíîêèõ êàìíåé-ïàìÿòíèêîâ, êîãäà îíè, êàê ÷åëîâå÷åñêèå ôèãóðû, çà÷åðíåþò ñðåäè òóìàíà? õâàòèò ëè ó ìåíÿ ñèë ñïóñòèòüñÿ ñ ãîð, êîãäà ÿ óæå è òåïåðü òåðÿþ ïðåäñòàâëåíèå î âðåìåíè è ìåñòå?
Âïåðåäè ÷òî-òî ñìóòíî ÷åðíååò ñðåäè áåãóùåãî òóìàíà… êàêèå-òî òåìíûå õîëìû, ïîõîæèå íà ñïÿùèõ ìåäâåäåé. ß ïðîáèðàþñü ïî íèì, ñ îäíîãî êàìíÿ íà äðóãîé, ëîøàäü, ñðûâàÿñü è ëÿçãàÿ ïîäêîâàìè ïî ìîêðûì ãîëûøàì, ñ òðóäîì âëåçàåò çà ìíîþ, – è âäðóã ÿ çàìå÷àþ, ÷òî äîðîãà ñíîâà íà÷èíàåò ìåäëåííî ïîäíèìàòüñÿ â ãîðó! Òîãäà ÿ îñòàíàâëèâàþñü, è ìåíÿ îõâàòûâàåò îò÷àÿíèå. ß âåñü äðîæó îò íàïðÿæåíèÿ è óñòàëîñòè, îäåæäà ìîÿ âñÿ ïðîìîêëà îò ñíåãà, à âåòåð òàê è ïðîíèçûâàåò åå íàñêâîçü. Íå êðèêíóòü ëè? Íî òåïåðü äàæå ÷àáàíû çàáèëèñü â ñâîè ãîìåðîâñêèå õèæèíû âìåñòå ñ êîçàìè è îâöàìè – êòî óñëûøèò ìåíÿ? È ÿ ñ óæàñîì îçèðàþñü:
– Áîæå ìîé! Íåóæåëè ÿ çàáëóäèëñÿ?
Ïîçäíî. Áîð ãëóõî è ñîííî ãóäèò â îòäàëåíèè. Íî÷ü ñòàíîâèòñÿ âñå òàèíñòâåííåå, è ÿ ÷óâñòâóþ ýòî, õîòÿ íå çíàþ íè âðåìåíè, íè ìåñòà. Òåïåðü ïîãàñ ïîñëåäíèé îãîíåê â ãëóáîêèõ äîëèíàõ, è ñåäîé òóìàí âîöàðÿåòñÿ íàä íèìè, çíàÿ, ÷òî ïðèøåë åãî ÷àñ, äîëãèé ÷àñ, êîãäà êàæåòñÿ, ÷òî âñå âûìåðëî íà çåìëå è óæå íèêîãäà íå íàñòàíåò óòðî, à áóäóò òîëüêî âîçðàñòàòü òóìàíû, îêóòûâàÿ âåëè÷àâûå â ñâîåé ïîëíî÷íîé ñòðàæå ãîðû, áóäóò ãëóõî ãóäåòü ëåñà ïî ãîðàì è âñå ãóùå ëåòåòü ñíåã íà ïóñòûííîì ïåðåâàëå.
Çàêðûâàÿñü îò âåòðà, ÿ ïîâîðà÷èâàþñü ê ëîøàäè. Åäèíñòâåííîå æèâîå ñóùåñòâî, îñòàâøååñÿ ñî ìíîþ! Íî ëîøàäü íå ãëÿäèò íà ìåíÿ. Ìîêðàÿ, îçÿáøàÿ, ñãîðáèâøèñü ïîä âûñîêèì ñåäëîì, êîòîðîå íåóêëþæå òîð÷èò íà åå ñïèíå, îíà ñòîèò, ïîêîðíî îïóñòèâ ãîëîâó ñ ïðèæàòûìè óøàìè. È ÿ çëîáíî äåðãàþ ïîâîä, è ñíîâà ïîäñòàâëÿþ ëèöî ìîêðîìó ñíåãó è âåòðó, è ñíîâà óïîðíî èäó íàâñòðå÷ó èì. Êîãäà ÿ ïûòàþñü ðàçãëÿäåòü òî, ÷òî îêðóæàåò ìåíÿ, ÿ âèæó òîëüêî ñåäóþ áåãóùóþ ìãëó, êîòîðàÿ ñëåïèò ñíåãîì. Êîãäà ÿ âñëóøèâàþñü, ÿ ðàçëè÷àþ òîëüêî ñâèñò âåòðà â óøè è îäíîîáðàçíîå ïîçâÿêèâàíèå çà ñïèíîþ: ýòî ñòó÷àò ñòðåìåíà, ñòàëêèâàÿñü äðóã ñ äðóãîì…
Íî ñòðàííî – ìîå îò÷àÿíèå íà÷èíàåò óêðåïëÿòü ìåíÿ! ß íà÷èíàþ øàãàòü ñìåëåå, è çëîáíûé óêîð êîìó-òî çà âñå, ÷òî ÿ âûíîøó, ðàäóåò ìåíÿ. Îí óæå ïåðåõîäèò â òó ìðà÷íóþ è ñòîéêóþ ïîêîðíîñòü âñåìó, ÷òî íàäî âûíåñòè, ïðè êîòîðîé ñëàäîñòíà áåçíàäåæíîñòü…
Âîò íàêîíåö è ïåðåâàë. Íî ìíå óæå âñå ðàâíî. ß èäó ïî ðîâíîé è ïëîñêîé ñòåïè, âåòåð íåñåò òóìàí äëèííûìè êîñìàìè è âàëèò ìåíÿ ñ íîã, íî ÿ íå îáðàùàþ íà ïåãî âíèìàíèÿ. Óæå ïî îäíîìó ñâèñòó âåòðà è ïî òóìàíó ÷óâñòâóåòñÿ, êàê ãëóáîêî îâëàäåëà ïîçäíÿÿ íî÷ü ãîðàìè, – óæå äàâíûì-äàâíî ñïÿò â äîëèíàõ, â ñâîèõ ìàëåíüêèõ õèæèíàõ ìàëåíüêèå ëþäè; íî ÿ íå òîðîïëþñü, ÿ èäó, ñòèñíóâ çóáû, è áîðìî÷ó, îáðàùàÿñü ê ëîøàäè:
– Èäè, èäè. Áóäåì áðåñòè, ïîêà íå ñâàëèìñÿ. Ñêîëüêî óæå áûëî â ìîåé æèçíè ýòèõ òðóäíûõ è îäèíîêèõ ïåðåâàëîâ! Êàê íî÷ü, íàäâèãàëèñü íà ìåíÿ ãîðåñòè, ñòðàäàíèÿ, áîëåçíè, èçìåíû ëþáèìûõ è ãîðüêèå îáèäû äðóæáû – è íàñòóïèë ÷àñ ðàçëóêè ñî âñåì, ñ ÷åì ñðîäíèëñÿ. È, ñêðåïèâøè ñåðäöå, îïÿòü áðàë ÿ â ðóêè ñâîé ñòðàííè÷åñêèé ïîñîõ. À ïîäúåìû ê íîâîìó ñ÷àñòüþ áûëè âûñîêè è òðóäíû, íî÷ü, òóìàí è áóðÿ âñòðå÷àëè ìåíÿ íà âûñîòå, æóòêîå îäèíî÷åñòâî îõâàòûâàëî íà ïåðåâàëàõ… Íî – èäåì, èäåì!
Ñïîòûêàÿñü, ÿ áðåäó êàê âî ñíå. Äî óòðà äàëåêî. Öåëóþ íî÷ü ïðèäåòñÿ ñïóñêàòüñÿ ê äîëèíàì è òîëüêî íà çàðå óäàñòñÿ, ìîæåò áûòü, óñíóòü ãäå-íèáóäü ìåðòâûì ñíîì, – ñæàòüñÿ è ÷óâñòâîâàòü òîëüêî îäíî – ñëàäîñòü òåïëà ïîñëå õîëîäà.
Äåíü îïÿòü îáðàäóåò ìåíÿ ëþäüìè è ñîëíöåì è îïÿòü íàäîëãî îáìàíåò ìåíÿ… Ãäå-òî óïàäó ÿ è óæå íàâñåãäà îñòàíóñü ñðåäè íî÷è è âüþãè íà ãîëûõ è îò âåêà ïóñòûííûõ ãîðàõ?
1892-1898

Читайте также:  К чему снились одногруппники

Ó ïîâîðîòà ñ áîëüøîé äîðîãè, ó ñòîëáà, óêàçûâàþùåãî ïóòü íà ïðîñåëîê, ãîðåë â òåìíîòå êîñòåð. ß åõàë â òàðàíòàñå òðîéêîé, ñëóøàë çâîí ïîääóæíîãî êîëîêîëü÷èêà, äûøàë ñâåæåñòüþ ñòåïíîé îñåííåé íî÷è. Êîñòåð ãîðåë ÿðêî, è, ÷åì áëèæå ÿ ïîäúåçæàë ê íåìó, òåì âñå ðåç÷å îòäåëÿëîñü ïëàìÿ îò íàâèñøåãî íàä íèì ìðàêà. À âñêîðå ñòàëî ìîæíî ðàçëè÷èòü è ñàìûé ñòîëá, îçàðåííûé èç-ïîä íèçó, è ÷åðíûå ôèãóðû ëþäåé, ñèäåâøèõ íà çåìëå. Êàçàëîñü, ÷òî îíè ñèäÿò â êàêîì-òî õìóðîì ïîäçåìåëüå è ÷òî òåìíûå ñâîäû ýòîãî ïîäçåìåëüÿ äðîæàò îò ïåðåïëåòàþùèõñÿ ÿçûêîâ ïëàìåíè.
Êîãäà åãî îòáëåñê êîñíóëñÿ ãîëîâ òðîéêè, ëþäè, ñèäåâøèå ó êîñòðà, ïîâåðíóëèñü. Ïîçû ó íèõ áûëè âíèìàòåëüíûå, ëèöà êðàñíûå. Ñîáàêà âäðóã âûðåçàëàñü íà îãíå è çàëàÿëà. Ïîòîì ïîäíÿëñÿ ñ çåìëè îäèí èç ñèäåâøèõ. Â íèçêîì ïðîñòðàíñòâå, îçàðåííîì êîñòðîì, îí áûë îãðîìåí.
– Ãèðëà-à! – ãîðòàííî è ãëóõî êðèêíóë îí íà ñîáàêó.
Îñòàíîâèâ ëîøàäåé, ÿ ïîïðîñèë ñïè÷åê:
– Äîáðûé âå÷åð! Íåëüçÿ ëè çàêóðèòü ó âàñ?
Çà ëàåì ñîáàêè, ÷åëîâåê, êîòîðûé âûæèäàòåëüíî âñòàë ïåðåäî ìíîþ, êðåïêèé, øèðîêîãðóäûé ñòàðèê â áàðàíüåé øàïêå è íàêèíóòîì íà ïëå÷è êîæóõå, íå ðàññëûøàë, çëîáíî òîïíóë íîãîé.
– Àõ, êàòîðæíà! – êðèêíóë îí íà îâ÷àðêó è, íå ñïóñêàÿ ñ ìåíÿ ïîäîçðèòåëüíîãî âçãëÿäà, ãðîìêî ïðèáàâèë ãîðòàííûì öûãàíñêèì ãîâîðîì: – Äîáðûé âå÷åð, ïàíó, à ùî ìèëîñòè åãî çàâãîäíî áóäý?
Íîçäðè ó íåãî áûëè âûðåçàíû ðåçêî, áîðîäà äîõîäèëà äî ñàìûõ ãëàç. È â ýòèõ ÷åðíûõ ãëàçàõ, â ÷åðíûõ æåñòêèõ âîëîñàõ, ãóñòî âüþùèõñÿ èç-ïîä øàïêè, â â æåñòêîé, êóäðÿâîé áîðîäå – âî âñåì ÷óâñòâîâàëàñü äèêîñòü è âíèìàòåëüíîñòü ñòåïíîãî ÷åëîâåêà.
– Äà âîò, çàêóðèòü íå÷åì, – ïîâòîðèë ÿ. – Äàéòå, ïîæàëóéñòà, ïàðó ñïè÷åê.
– À õèáà æ åñòü ñïè÷êè ó öûãàí? – ñïðîñèë ñòàðèê. – Ìîæå ïàí îò êîñòðà çàïàëèò?
Îí îòîøåë ê êîñòðó, íàêëîíèëñÿ è ñïîêîéíî êèíóë íà ëàäîíü ðóêè ðàñêàëåííûé óãîëü. ß ïîñïåøèë ïðèñòàâèòü ê íåìó ïàïèðîñó è êèíóë äâà-òðè áûñòðûõ âçãëÿäà íà ìàëåíüêèé òàáîð. Îäèí èç ñèäåâøèõ áûë ðûæèé îáîðâàííûé ìóæèê, âèäíî, áðîäÿãà-ðàáî÷èé ñ íèçîâ, äðóãîé – ìîëîäîé öûãàí. Îí ñèäåë, ãîðäåëèâî îòêèíóâ ãîëîâó íàçàä, è, îõâàòèâ ðóêàìè ïîäíÿòûå êîëåíè, èñêîñà ñìîòðåë íè ìåíÿ. Ñèíåâàòî-ñìóãëîå ëèöî åãî áûëî òîíêî è î÷åíü êðàñèâî. Áåëêè ãëàç âûäåëÿëèñü íà ýòîì ëèöå – è ãëàçà êàçàëèñü èçóìëåííûìè. Îäåò îí áûë ùåãîëåì: òîïêèå ñàïîãè, íîâûé êàðòóç, ãîðîäñêîé ïèäæàê, øåëêîâàÿ ëèëîâàÿ ðóáàõà.
– Ìîæå, ïàí áëóêàå? – ñïðîñèë ñòàðèê, êèäàÿ óãîëü.
– Íåò, – ñêàçàë ÿ è åùå ðàç ãëÿíóë çà êîñòåð, êîòîðûé ñëåïèë ìåíÿ ñâîèì ÿðêèì ìåðöàíèåì. È òîãäà èç òåìíîòû âûäåëèëèñü ñåðûå ïîëû áîëüøîãî ðàçëàòîãî øàòðà, áðîøåííàÿ äóãà è îãëîáëè òåëåãè, à âîçëå íèõ – ñàìîâàð, ãîðøêè è áîëüøàÿ ïåðèíà, íà êîòîðîé ëåæàëà òîëñòàÿ öûãàíêà â ëîõìîòüÿõ, êîðìèâøàÿ ãðóäüþ ïîëóãîëîãî ðåáåíêà. Íàäî âñåì æå ýòèì ñòîÿëà äåâî÷êà ëåò ïÿòíàäöàòè è çàäóì÷èâî ñìîòðåëà íà ìåíÿ ïå÷àëüíî-ïðèçûâíûìè ãëàçàìè íåîáûêíîâåííîé êðàñîòû.
– Ìîæå, ïðîâîäèòü ïàíà? – ïîâòîðèë ñòàðèê æèâî.
– Íåò, ñïàñèáî, – ïîñïåøèë ÿ îòâåòèòü è îòêèíóëñÿ â çàäîê òàðàíòàñà.
– Ïîøåë!
Ëîøàäè òðîíóëè, êîïûòà äðóæíî çàñòó÷àëè, à êîëîêîëü÷èê òàê è çàëèëñÿ æàëîáíûì ñòîíîì, ïåðåáèâàÿ ëàé áðîñèâøåéñÿ çà íàìè ñîáàêè…
Íå áûëî áîëüøå òåïëà è çàïàõà ãîðÿùåãî áóðüÿíà, â ëèöî âåÿëî ñâåæåñòüþ íî÷è, è îïÿòü, òåìíåÿ â ñóìðàêå, áåæàëè íàâñòðå÷ó ìíå ïîëÿ. ×åðíàÿ äóãà âûñîêî âûðåçûâàëàñü â íåáå è, êà÷àÿñü, çàäåâàëà çâåçäû. Íî åùå ÿð÷å, ÷åì ó êîñòðà, âèäåë ÿ òåïåðü ÷åðíûå âîëîñû, íåæíî-ñòðàñòíûå ãëàçà, ñòàðîå ñåðåáðÿíîå ìîíèñòî íà øåå… È â çàïàõå ðîñèñòûõ òðàâ, è â îäèíîêîì çâîíå êîëîêîëü÷èêà, â çâåçäàõ è â íåáå áûëî íîâîå ÷óâñòâî – òîìÿùåå, íåïîíÿòíîå, ãîâîðÿùåå î êàêîé-òî íåâîçíàãðàäèìîé ïîòåðå…
1902

Ñíîâà ñîí, ïëåíèòåëüíûé è ñëàäêèé,
Ñíèòñÿ ìíå è ðàäîñòüþ ïüÿíèò,—
Ìèëûé âçîð çîâåò ìåíÿ óêðàäêîé,
Ëàñêîâîé óëûáêîþ ìàíèò.

Çíàþ ÿ — îïÿòü ìåíÿ îáìàíåò
Ýòîò ñîí ïðè ïåðâîì áëåñêå äíÿ,
Íî ïîêà ïå÷àëüíûé äåíü íàñòàíåò,
Óëûáíèñü ìíå — îáìàíè ìåíÿ!

Источник

Adblock
detector